Как и люди, бренды производят на нас разные впечатления. Одни воспринимаются «своими в доску», словно давние знакомые, другие кажутся весельчаками, с которыми не соскучишься, а третьи — заботливыми, как мама. Какие чувства и ассоциации вызывает у нас компания, зависит от ее архетипа. Что это такое, какие существуют архетипы личного бренда и какую роль они выполняют в брендинге, читайте в нашей статье.
Архетип — устойчивый образ бренда. Он представляет собой совокупность качеств, характеристик, ценностей и паттернов коммуникации, которые определяют, как компания позиционирует себя на рынке и как ее воспринимает аудитория. Архетипы активно используются в брендинге и рекламе. Они позволяют очеловечить компанию: описать ее характер и внешний вид. Вспомните сеть ресторанов быстрого питания «Теремок». Если представить бренд в виде человека, перед глазами возникает образ женщины в русском народном костюме и с тарелкой домашних блинчиков в руках.
Еще один классический пример — «Авиасейлс». Сервис ассоциируется с путешественником в удобной одежде и с рюкзаком на плечах. Он готов внезапно сорваться в путешествие и самостоятельно продумать маршрут, а все неудобства в пути воспринимает с юмором.
Архетипы — универсальные образы, понятные каждому. Их восприятие не зависит от национальности, места жительства, культуры и религии человека. Coca-Cola ассоциируется с ощущением праздника и душевной обстановкой как в России, так и в Австралии, Китае и даже в Африке. А спортивный бренд Nike во всех странах мира представляют в образе героя, которому не страшны никакие преграды на пути к цели.
Объяснить, почему некоторые бренды относятся к тому или иному архетипу, получается не всегда. В этом вопросе логика уступает место чувствам — данная типология строится на ощущениях, за что ее ценят маркетологи. Архетип помогает компаниям создавать прочную эмоциональную связь с целевой аудиторией (ЦА): она является главным драйвером лояльности клиентов и повышает продажи.
Архетип помогает бренду выстроить маркетинговую стратегию и наладить эффективную коммуникацию с аудиторией. Достичь этих целей удается благодаря решению ряда задач, справиться с которыми также помогает выбор конкретного образа.
- Формирование имиджа компании. Архетип отражается на ее философии и ценностях, тональности коммуникации с клиентами и выборе амбассадоров. Он влияет и на айдентику (внешние атрибуты) бренда: логотип, фирменный стиль, дизайн социальных сетей и сувенирной продукции. Качественная проработка этих составляющих повышает узнаваемость предприятия и помогает ему отстроиться от конкурентов.
- Создание нарративов. Выбранный образ подбрасывает компании идеи для сторителлинга — архетипические сюжеты. Это устоявшиеся художественные линии, знакомые публике из новостей, фильмов и книг. Такие истории лучше запоминаются, создают эмоциональный контекст, который способствует формированию привязанности аудитории к бренду.
- Привлечение целевой аудитории. Определившись с архетипом, компания может составить подробный портрет целевой аудитории и подобрать способы коммуникации с ней. Выяснить, в каких социальных сетях «сидят» клиенты и решить, где создавать профиль бренда, какие рекламные каналы использовать и как расставлять акценты в объявлениях, чтобы заинтересовать потребителей.
- Выбор УТП (уникального торгового предложения). Зная целевую аудиторию, ее интересы, потребности и боли, компании легче определиться с конкурентным преимуществом, которое сделает бренд заметным на рынке и привлечет покупателей.
- Создание корпоративной культуры. Архетип влияет не только на коммуникацию бренда с аудиторией, но и на кадровую политику компании. Одни предприятия сосредотачиваются на развитии профессиональных навыков и проводят конференции, семинары и тренинги, другие развивают командный дух и устраивают совместные выезды на природу, третьи подчеркивают важность заботы о здоровье персонала и обеспечивают их абонементами в фитнес-центры. Данные подходы характерны для разных архетипов.
Перечисленные функции способствуют формированию целостного имиджа, лучшей запоминаемости бренда и выстраиванию длительных отношений с аудиторией. Все это помогает компаниям занять прочные позиции на рынке, сделать себе имя и обеспечить стабильную прибыль.
Логотип «Теремка» ассоциируется с русской матрешкой. Бренд относится к архетипу Родитель
«Авиасейлс» мотивирует людей отправляться на поиски приключений. Для этого сервис помогает им с поиском дешевых авиабилетов. Его архетип — Искатель
Архетипы бренда: что такое архетипы бренда, как используются
в брендинге,12 видов архетипов бренда
Архетипы бренда — что это и зачем они нужны
Как архетипы влияют на брендинг компании